С целью реализации Закона «Об образовании», «О языках народов РК» была разработана программа развития национальной системы образования, в восьми образовательных организациях Октябрьского района осуществляется её планомерная реализация.
Национально-региональный компонент внедряется в содержание предметов федерального ядра образования. Качество знаний по калмыцкому языку в 2017 – 2018 учебном году составляет - 80%, успеваемость - 100%.
В четырех общеобразовательных организациях функционируют 13 классов с этнокультурным компонентом обучения и воспитания:
- МКОУ «Большецарынская СОШ №1»
- МКОУ «Большецарынская СОШ №2 им.М.В.Хонинова
- МКОУ «Хошеутовская СОШ»
- МКОУ «Цаган-Нурская СОШ им.Н.М.Санджирова».
В МКДОУ «Детский сад «Айс» функционирует группа с этнокультурным компонентом обучения и воспитания.
В 2017-2018 учебном году в общеобразовательных организациях регулярно проводилась работа по подготовке обучающихся 9-ых,11-ых классов к мониторинговым исследованиям. Подготовка к мониторинговым исследованиям велась на уроках и во внеурочное время. Мониторинговые исследования проводились в соответствии с организационно-территориальной схемой организации и проведения региональных мониторинговых исследований. В мониторинговых исследованиях по калмыцкому языку участвовало 45 обучающихся (1 ребенок не участвовал по причине болезни (ветрянка), справка с медицинского учреждения предоставлена).
Из 45 обучающихся набрали:
- от 53 до 62 баллов и получили оценку «5» - 14 обучающихся, 31%;
- от 43 до 52 баллов и получили оценку «4» - 22 обучающихся; 49%
- от 28 до 42 баллов и получили оценку «3» - 9 обучающихся; 20%.
В мониторинговых исследованиях по калмыцкой литературе участвовало 29 обучающихся. Обучающиеся общеобразовательных организаций показали хорошие знания. По итогам региональных мониторинговых исследований по калмыцкой литературе качество знаний составляет 89%, успеваемость 100%.
Олимпиада способствует выявлению одаренных детей, определяет уровень их интереса к предмету, приобщает школьников к истории и культуре родного края.
В 2017 – 2018 учебном году в муниципальном этапе республиканской олимпиады школьников по предметам региональной компетенции приняло участие 78 обучающихся из общеобразовательных организаций Октябрьского района. Победителями и призерами стали 49 обучающихся, что составляет 62,82 % от общего количества участников олимпиады.
Рейтинг 2017-2018 учебного года показывает, что лидерами являются МКОУ «Цаган-Нурская СОШ» им.Н.М.Санджирова» и МКОУ «Хошеутовская СОШ».
Итоги заключительного этапа республиканской олимпиады школьников по предметам региональной компетенции в 2017-2018 учебном году следующие:
- 1 место – секция «История и культура родного края» - Копаева Надежда (МКОУ «Восходовская СОШ», 10 класс, учитель Дорджиева Нина Мутуловна.);
- 2 место – секция «Основы буддийской культуры» - Ольчаева Болха (МКОУ «Хошеутовская СОШ», 5 класс, учитель Мучкаева Марина Алексеевна);
- 2 место – секция «Калмыцкий язык для обучающихся нетитульной национальности» - Ким Ангелина (МКОУ «Большецарынская СОШ №1», 4 класс, учитель Мукебенова Оксана Анатольевна);
- 3 место - секция «Джангар» - конкурс «Юные знатоки эпоса «Джангар» - Джимбеева Энкира (МКОУ «Цаган-Нурская СОШ им.Н.М.Санджирова», 7 класс, учитель Анджураева Татьяна Ямановна).
В 2017 году премию Главы республики по калмыцкому языку «Келни билг» получили:
- Горяева Саглар Саранговна, учитель калмыцкого языка и литературы МКОУ «Хошеутовская СОШ»;
- Бамбушева Раиса Шараевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Айс»;
- Горяев Алтан Алексеевич, обучающийся 11 класса МКОУ «Хошеутовская СОШ»;
- семья Хоректевой Натальи Батаевны, п.Хошеут.
Исходя из общих направлений работы в 2018 – 2019 учебном году перед методическим объединением учителей калмыцкого языка и литературы будут поставлены следующие цели и задачи:
Общие цели работы:
- Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей.
- Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности.
- Изучение и эффективное использование в деятельности основополагающих нормативных документов по предмету.
- Изучение достижений передового педагогического опыта.
- Развитие творческого потенциала учителя.
Задачи:
- Создание условий для повышения качества образования и результативности деятельности педагогического коллектива через максимальное использование возможностей урока, расширение спектра факультативных занятий для освоения обучающимися материала предметной области, их личного роста.
- Совершенствование научно-теоретической и методической подготовки, педагогического мастерства учителей, дифференциация обучения, интеграция предметов и методик.
- Внедрение в работу современных педагогических и информационных технологий.
- Продолжить работу с одаренными обучающимися.
- Изучение Федеральных государственных образовательных стандартов по предметам региональной компетенции.
- Активно использовать уроки калмыцкого языка и литературы для патриотического воспитания обучающихся.
- Работать над сохранением родного языка, прививать интерес к культуре калмыцкого народа, его истории.
- Формирование духовных ценностей, уважения к родному языку;
- Способствовать деятельности по открытию классов с этнокультурным компонентом образования и воспитания.
- Поиск новых форм и методов, внедрение новых информационных технологий в преподавании родного языка.
- Приобщение к национальной культуре, диалог культур народов Республики Калмыкии.
- Продолжить работу по популяризации национальных видов спорта.